Понедельник, 26.08.2019, 00:41
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Сатагайская СОШ"

Меню сайта
ЕГЭ и ОГЭ
Календарь
«  Август 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Вход на сайт
Главная » 2012 » Август » 30 » Доклад Министра образования РС (Я) Владимирова А.С. на Августовском совещании работников образования РС (Я)
18:52
Доклад Министра образования РС (Я) Владимирова А.С. на Августовском совещании работников образования РС (Я)
Ценностные ориентиры модернизации общего образования «Инвестиции в образование станут нашим ключевым бюджетным приоритетом. Ведь это не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального развития общества,формирования объединяющих нас ценностей». В.В. Путин УважаемыеИгорь Игоревич, Феодосия Васильевна, участники республиканского Августовского совещания! Символично, чтонаше традиционное августовскоесовещание проводится в день Государственного Российского флага, Года Российской истории и Года дружбы и единения Республики Саха (Якутия), а так же 380-летия вхождения Якутии в состав России. Тема совещания «Модернизация образования в интересах ребенка» выбрана для широкого обсуждения неслучайно. Происходящие в современном обществе социально-экономические преобразования способствуют развитию нового ценностного сознания и поведения. Ценности подрастающего поколения, осмысление их природы и пути влияния на формирование этих ценностей становятся актуальными проблемами современного общества и государства. Поэтому сегодня мы поднимаем вопрос формирования ценностных ориентиров, которые являются основой для качественного воспитания и образования личности ребенка, значимых для дальнейшего развития системы образования и российского общества в целом. Сегодня в современном обществе происходят значительные преобразования, связанные с изменением ценностных ориентиров, учет которых необходим при конструировании перспективных моделей развития системы образования. Эти изменения отражены в целевых установкахобразования введениемфедеральных государственных требований для дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Фундаментальные ценности: гражданственность, патриотизм, социальная солидарность, трудолюбие, человеколюбиеявляются основой духовно-нравственного развития, воспитания и обучения детей. Именно поэтому родители, педагогии представителиширокой общественности активно включаются в процесс социокультурной модернизацииобразования, реально участвут в решениипроблем воспитания личности в семье и в школе. Об этом свидетельствует живой интерес к теме обсуждения, проявленный в ходе гражданского форума «Духовный потенциал общества в инновационном развитии Якутии» в прошлом году и в августе этого года - во время дистанционной конференции работников образования. При подготовке к Августовскому совещанию мы провели чат-конференцию по обсуждению ценностных ориентиров молодежи, в которой приняли участие 22 района (61%) республики. В ходе обсуждения были обозначены проблемные вопросы, прозвучали интересные предложения. Сегодня общество признает, что устоявшиеся ценности, идеалы и герои прошлых лет потеряли в какой-то мере свою воспитательную значимость, а новые, способные оказать положительное влияние на молодое поколение, еще не сформировались. Время выдвинуло на передний план ценности, неоцененные раньше. Это необходимо всем хорошо осознать: педагогической и родительской общественности, научному сообществу, общественным организациям, государственным и негосударственным структурам. Сейчас они становятся ориентирами, указывающими направления модернизации образования. Ценности - это то, что важно, к чему стоит стремиться. В это понятие изначально заложен положительный смысл: ценность, есть то, что мы ценим, чего желаем, к чему стремимся и что хотим осуществить. Ценности являются для людей не внешними и принудительными, а внутренними и непроизвольными. Ценности объединяют, собирают людей в общности: семью, коллектив, государство, общество. Именно семья является первостепенной ценностью. Ребенок растет и развивается в семье. Ребенок, как продолжатель рода, семейных традиций - главная ценность семьи, родителей. Семья несет ответственность за воспитание ребенка согласно ст.52 Закона РФ «Об образовании». Исследования последних лет свидетельствуют о радикальной смене ценностных ориентиров детей. На первый план выходит материальное благополучие и бытовой комфорт. Они также подтверждают, что в ценностном самосознании у современной молодежи поменялось отношение к семье, и при выборе предлагаемых жизненных ценностей «создание семьи» ставится на 12-ю позицию из 14. При проведении анализа семей учащихся выявлено не только снижение ценности семьи, но и снижение социальной ответственности за семью. Тогда как крепкие семейно-родовые связи в нашей республике всегда считались исконной традицией и ценностью и имели гораздо большее значение, чем материальные блага. Следует отметить, что так же изменилась культура отношений между поколениями, усиливается непонимание отцов и детей, учителей и детей.Приблизительно пятая часть современных подростков находится в постоянном конфликте со своими родителями, причем количество конфликтов увеличивается по мере продвижения от младшего подросткового к юношескому возрасту. В этой сложившейся ситуации: какова роль семьи и системыобразования? Поскольку роль внешнего фактора в формировании ценностных ориентиров очень высока, мы кратко остановимся на двух путях осознанного влияния образования на этот процесс. Первый путь. Образовательные учреждения сотрудничают с семьей, активно вовлекая ее в совместную деятельность. Примеры такой деятельности можно найти в дошкольных образовательных учреждениях Якутии, в которых общественное участие в совместных проектах и инициативы родителей становятся основой для образовательных проектов. Педагоги школ нашей республики также опираются в своей работе на этнопедагогические традиции сотрудничества. От родительского всеобуча система образования переходит к совместным проектам, в которых создаются условия для передачи семейных ценностных установок. Так, в СОШ №19 п.Удачный Мирнинского района через интеграцию семьи и школы организуется пространство для самовыражения родителей. Известен опыт Хара-Алданской средней общеобразовательной школы Таттинского улуса по организации совместной детско-взрослой деятельности по проектам и другие. Как известно, человек формируется в семье, поэтому очень важен приоритет ответственного родительства. Предлагаем на это направление нашей работы обратить большее внимание, инициировать муниципальные конкурсы для поддержки семейных проектов в сфере воспитания. Повышение педагогической компетентности родителей – поле деятельности учителей. В этом направлении необходимо внедрять технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, предоставление им максимальной возможности принимать участие в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных решений. Второй путь влияния на ценностные представления через изменение содержания и технологий в сфере воспитания и обучения. Экспертиза аккредитуемых школ, проверки, проводимые Департаментом по контролю и надзору, показывают, что воспитательная работа в основном носит мероприятийный характер, содержание воспитания остается на уровне получаемых детьми сведений. Поэтому образовательным учреждениям необходимо пересмотреть систему воспитательной работы: проанализировать содержание проводимой воспитательной работы, определить концептуальные подходы, отражающие специфику данного образовательного учреждения. В первую очередь, школа должна создавать условия для вовлечения детей в деятельность по собственному «строительству» себя посредством участия в различных проектах. В республике известен опыт дошкольных образовательных учреждений Чурапчинского улуса, учреждений дополнительного образования Нюрбинского и Усть-Алданского улусов, школ Вилюйского, Таттинского, Мирнинского районов, городов Якутск и Нерюнгри по созданию открытой воспитывающей образовательной среды, которые могут служить примером. С 1 сентября 2012 года в 4 классах общеобразовательных учреждений республики вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) - это учебный предмет, включенный Министерством образования и науки РФ в школьную программу в качестве федерального компонента. Введение курса основ религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) призвано содействовать более тесному взаимодействию семьи, школы в вопросах воспитания, оказания необходимой и своевременной поддержки в непростых ситуациях нравственного выбора и общественного самоопределения. Внедрение нового предмета в учебный процесс общеобразовательных школ с самого начала вызвал немалый интерес в обществе. Связано это с тем, что родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, которые могли бы способствовать духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, а также моральному оздоровлению общества в целом. Вторая основополагающая ценность – здоровье детей. Обучение не должно приводить к угасанию здоровья ученика, а наоборот, должно расширять резервы его физических, нервно-психических, интеллектуально-творческих и духовно-волевых сил. Миссией современной школы является включение самого учащегося в процесс здорового развития. Поэтому сегодня речь идет о здоровьеразвивающем обучении и воспитании. Школа имеет широкие возможности для формирования ценностных ориентиров на здоровье. По новым стандартам требуется разработка программ формирования здорового и безопасного образа жизни в каждом образовательном учреждении. Первоначальные знания о культуре здорового питания и здоровьесбережении могут быть в значительной мере привиты в детском саду и начальной школе. Это направление деятельности всемерно поддерживается государством, в нашей республике создаются условия для физического развития детей, укрепления их здоровья и приобщения к физической культуре и спорту. За последние 5 лет только на модернизацию оборудования школьных спортзалов выделено более 85 млн. рублей, из них – более 60 млн. руб. в этом году. В настоящее время начинается новый цикл спортивной и физкультурной жизни, в ходе которого не только изменятся количественные показатели, но и должен произойти качественный переход к формированию культуры здоровья в каждом образовательном учреждении. Спортивный зал должен стать визитной карточкой школы, одним из показателей оздоровительной работы. Спорт становится неотъемлемой частью нашей жизни. Возрастает социальная ценность спорта. Он способствует нравственному, эстетическому воспитанию детей, удовлетворению их духовных запросови является одной из наиболее массовых форм установления дружеских интернациональных связей. Все это способствует интеграции национальных культур, интернациональному воспитанию детей, созданию комфортной поликультурной среды, в которой формируются духовно-нравственные качества ребенка. Яркое тому подтверждение - международный спортивный форум «Россия – спортивная держава», VМеждународные спортивные игры «Дети Азии», 30-е Летние Олимпийские игры, в которых приняли успешное участие Евгения Колодко, Кристина Тимофеева, Татьяна Аржакова, Паралимпийские игры с участием якутских спортсменов. Николай Колодко, отец и тренер Евгении Колодко, принимает участие в нашем совещании. Сложные климатические условия севера диктуют необходимость обращения особого внимания на организациюотдыха и оздоровления детей. Ежегодный охват организованным отдыхом, оздоровлением и полезной занятостью составляет более 70% детей. Реализуется подпрограмма«Отдых и оздоровление детей» Государственной программы «Развитие образования РС (Я) на 2012-2016 годы».Общий объем финансирования в 2012 году составляет более 280 млн.рублей. Сохранена и расширяется инфраструктура отдыха и оздоровления детей. 1 июня 2012 года открыт новый объект - круглогодичный Центр отдыха и оздоровления детей «Сосновый Бор». Восстановлен республиканский загородный стационарный лагерь «Эрэл» в г.Якутске. Работа в этом направлении будет продолжена. Для поддержки работы образовательных учреждений в сотрудничестве с общественностью и родителями по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни предлагаем реализовать проект «Семья, школа и детский сад - для здоровья» в рамках общественного движения «Воспитание всем обществом». Нами будет оказана грантовая поддержка этого проекта. Следующаябазовая ценность, на которую мне хотелось бы обратить ваше внимание, это социальная солидарность, которая раскрывается в таких нравственных ценностях, как справедливость, милосердие, честь, достоинство и личная свобода. В этом направлении мы ведем работу по созданию равных возможностей для развития детей с особыми образовательными потребностями. В зоне ближайших задач по развитию инклюзивного образования –создание условий для совместного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в образовательных учреждениях. При этом учреждения специального коррекционного образования станут ресурсными центрами. Не менее значимыми для духовно-нравственного развития личности являются такие ценности, как труд, творчество и знание. Уважение к труду, как к ценности, формируется не первым поколением педагогов. В последние годы изменяются условия функционирования школ, предъявляются новые требования к образовательным учреждениям, но остается уместной педагогика трудового воспитания Антона Семеновича Макаренко. Гениальность педагогики трудового воспитания Макаренко как раз в том, что она всегда современна, потому что не может быть несовременной жизненно-ориентированная педагогика, приоритетом которой является жизнь, законы развития личности в единстве с природой и обществом. Созвучный проект «Продуктивная хозяйственно-трудовая деятельность учащихся сельской малокомплектной школы Севера как фактор социализации» реализуется в Урасалахской школе Абыйского улуса. В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования практическая направленность образования, требования к реализации индивидуальных проектов, социально-значимой деятельности становятся условиями для достижения новых результатов в деле воспитания творческой, целеустремленной, ответственной личности. Исходя из социального заказа на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку в общеобразовательных учреждениях, нами будет продолжена реализация Концепции дуального образования, которая внедряется с 2006 года, и нового проекта «Профессиональное будущее Якутии». К примеру, в Германии половина школьников проходит через профессиональную подготовку, предпочитая научиться что-то делать руками. В нашей республике в соответствии с вышеуказанной Концепцией до 2015 года не менее 40 % старшеклассников должны иметь возможность профессиональной подготовки, в том числе по таким специальностям, как автодело, деревообработка, кузнечное дело, художественная обработка металла. Безусловно, не следует оставлять и традиционные промыслы: рыболовство, оленеводство, коневодство, животноводство. В настоящее время при школах республики работают 84 ученические производственные бригады, каждая шестая школа осуществляет профессиональную подготовку, около 50 из них имеют самостоятельные образовательные лицензии на профподготовку. Среди лучших школ по итогам конкурсов по этому направлению можно отметить Намскую среднюю школу № 1 имени И.С. Гаврильева Намского улуса, Межшкольный учебно-производственный комбинат Мегино-Кангаласского района, Хандыгская СОШ Томпонского района, Мохсоголлохская СОШ Хангаласского улуса, Танаринский лицей, СОШ № 14 г. Якутска, Урасалахскую СОШ Абыйского улуса, Быковскую СОШ Булунского улуса и другие. В Мирнинском районе 9 школ имеют лицензии на профессиональную подготовку, системно работают в этом направлении школы Нюрбинского, Сунтарского, Чурапчинского и Усть-Алданского районов, СОШ № 14 г. Якутска. В последнее время дополнительное образование становится не менее значимым для ребенка, чем основное. Организация внеурочной деятельности является одним из требований нового стандарта. В таком варианте дополнительное образование становится основанием для образования академического. Т.е. дополнительное образование из дополнительного трансформируется в основное, определяющее содержание образования в целом. В нашей республике сохраняется достаточно высокий уровень охвата детей дополнительным образованием. В 124 учреждениях дополнительного образования детей развивают свои способности более 80 тысяч воспитанников, основной контингент составляют дети от 10-14 лет. Вместе с тем, доступность не всегда обеспечена качеством дополнительного образования детей. Как показал опрос, проведенный Ученическим советом летом этого года, почти половина направлений дополнительного образования не востребована подростками и не вызывает интереса. На наш взгляд, сейчас важно не только сохранение сети доступных бесплатных учреждений дополнительного образования детей, адресной доступности кружков, секций, клубов, но и расширение вариативности образовательных программ, обеспечение альтернативности выбора; развитие востребованных направлений дополнительного образования детей; интеграция дошкольного, общего и дополнительного образования. Примеры такой интеграции учреждений дополнительного и общего образования в инновационной практике наших педагогов уже появились. Это проекты Намского центра детского творчества «Туолбэ», Хара-Алданской школы Таттинского улуса, Центр творческого развития и гуманитарного развития школьников Олекминского района, Детского (подросткового) Центра г.Якутска. Учитывая значимость дополнительного образования для формирования ценностей и ее потенциал для достижения новых целей образования, нам предстоит в этом году придать новый импульс системе дополнительного образования детей. Этот учебный год должен стать переломным в отношении дополнительного образования. Сегодня оно оперативно и гибко должно реагировать на быстро меняющиеся потребности детей, при этом предоставлять им больше свободы и творчества. Такой подход позволит нам сделать рывок в работе по развитию креативных качеств и способностей молодого поколения. Какими же будут основные изменения в системе дополнительного образования? Прежде всего, ожидаются изменения в законодательстве Российской Федерации, направленные на передачу на региональный уровень финансового обеспечения расходов на оплату труда работников учреждений дополнительного образования детей. С этой целью планируется софинансирование региональных программ дополнительного образования детей за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Далее будет внедрен механизм конкурсного финансирования программ дополнительного образования детей на республиканском и федеральном уровнях. С учетом реализации ФГОС мы направим на конкурсной основе не менее 100 млн. рублей реализацию интегрированных моделей общего и дополнительного образования по техническому творчеству и на повышение квалификации работников дополнительного образования. В рамках проекта предстоит решить задачи формированиямеханизмов выявления заказа местного сообщества на услуги дополнительного образования детей, общественно-профессиональной экспертизы программ, подготовкиквалифицированных кадров, подготовкируководителей в области управления, привлеченияк работе в организациях дополнительного образования специалистов в конкретных областях науки, техники, искусства, бизнеса, студентов учреждений профессионального образования, представителей родительской общественности. С целью использования и развития ресурса дополнительного образования в решении задач социализации подрастающего поколения на конкурсной основе будет также продолжена практика ежегодной грантовой поддержки общественных проектов, охватывающих значительные по масштабу целевые аудитории группы детей и молодежи. Одним из индикаторов формирования социальной, гражданской активности детей является членство в детских общественных объединениях, выполняющее заказ общества и государства на становление социально активной личности. В республике действует 516 детских общественных объединений с охватом 67 208 детей (44 % от общего числа обучающихся 1-11 кл). Этот показатель сопоставим с аналогичными показателями по Дальневосточного округа и Российской Федерации. Учитывая потенциал влияния детских общественных организаций, неформальных объединений на формирование гражданских ценностей, патриотизма и культурного самоопределения, особенно, в подростковом периоде, необходимо переосмыслить роль этих организаций или воссоздать их в новом формате. Детские объединения, имеющие позитивную социальную направленность, являются первой школой демократии, и органы власти, общественные структуры могут и должны рассматривать их как значимый и перспективный ресурс в формировании гражданского общества. В целях развития детского общественного движения предлагаем разработать на региональном уровне стратегию развития детского движения, на муниципальном - комплексные программы развития детского движения, ученические советы, а также создать единую республиканскую детскую общественную организацию. Организация общественной жизни не только повысит социальную активность детей и молодежи, но и внесет свой вклад в формирование коллективного духа, социальной сплоченности, поможет изменить их отношение к труду и здоровью. Во всех направлениях модернизации образования значимое место занимает вопрос повышения кадрового потенциала для развития экономики в целом, для развития отрасли «образование», в частности. Известно, что появление и развитие мотива образования начинается не с ученика, а с учителя. Слова Владимира Караковского: «Личность воспитывается личностью» никогда не утратят своего значения в современном мире. И новый образовательный стандарт — это, прежде всего, стандарт побуждения учителя к обучению. В ходе дистанционной конференции педагоги сами признают, что в тех или иных образовательных учреждениях существует проблема подготовки кадров, усталости от отчетности и публичности, психологического неприятия изменений. Инструментом решения этих проблем, и в целом, реализации кадровой политики в нашей республике является программа «Педагогические кадры Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 гг.». Для повышения качества работы образовательных учреждений и стимулирования результативного труда, руководители образовательных учреждений будут переходить к системе «эффективного контракта», а это означает повышение требований к руководителям, внедрение зависимости оплаты их труда от показателей эффективности деятельности всего коллектива. Персональную ответственность за качество образования предстоит ввести на всех уровнях исполнительной власти, а также для педагогов. Свой доклад я хочу завершить одним из тезисов: Сегодня мы создаем мир, в котором будем жить завтра. Мы вместе должны решать проблемы, связанные с воспитанием подрастающего поколения, формированием приоритетных ценностных ориентиров. Необходимо внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания детей. Развитие региона в современных социально-экономических условиях предполагает становление в социуме новых ценностей: свободы выбора, самостоятельности действий, предприимчивости и ответственности за состояние общества. Мы можем говорить о развитии региональной системы образования, если в ней происходят позитивные изменения в рамках муниципальных систем образования, образовательных учреждений, и они отражаются на каждом ребенке, откликнутся в его душе сейчас или в будущем. Модернизация образования осуществляется, прежде всего, в интересах детей. Уверен, тематика августовского совещания будет продолжена на педагогических советах в образовательных учреждениях, обсуждаться на форумах в сети Интернет, с родителями и общественностью. Желаю всем плодотворной работы и успехов в новом учебном году. Благодарю за внимание!
Просмотров: 404 | Добавил: TimNikErik87 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2019
Сделать бесплатный сайт с uCoz